You are viewing [info]gelavasadze's journal

Previous Entry | Next Entry

дело труба

  • Feb. 7th, 2012 at 12:56 PM



Поставки природного газа в Грузию в 2012 гноду составят 1, 486 млрд кубометров газа, сообщиле Минтопэнерго. Соответствующий баланс утвержден приказом министра энергетики и природных ресурсов Грузии на 2012 год.

в этой новости для меня непонятно одно, почему на восьмом году реформ газ все еще закупается согласно приказам министра энергетики и природных ресурсов Грузии.  Сразу оговорюсь, что это не претензия, а скорее вопрос к знающим людям. Понятно, что труба одна и принадлежит она до сих пор государству.

кстати, недавно у меня был интересный разговор по поводу низкой эффективности работы компании Казтрансгаз, оказывается покупая тбилисские газовые сети Казтрансгаз планировал наполнять их своим газом, путем обмена такого же объема газа с Газпромом на границе Казахстана с Россией, однако, ухудшившиеся российско-грузинские отношения не позволили казахстанской компании реализовать данную схему (отказался Газпром), в итоге, Казтрансгаз вынужден закупать газ у Сокара.

Comments

( 37 comments — Leave a comment )
[info]gruzinec wrote:
Feb. 7th, 2012 09:00 am (UTC)
что значит "труба одна"? О_О
[info]gelavasadze wrote:
Feb. 7th, 2012 09:03 am (UTC)
а сколько труб? как поставляется газ?
в принципе потому и спрашиваю, что не знаю
[info]gruzinec wrote:
Feb. 7th, 2012 09:41 am (UTC)
как минимум две с которыми я лично знаком - вышеупомянутая государственная и SCP, в народе именуемая "Шахдениз". если не ошибаюсь, есть ещё транзитная труба и старая труба в Азербаиджан.
[info]gelavasadze wrote:
Feb. 7th, 2012 12:12 pm (UTC)
это мало что дает для понимания ситуации
[info]gruzinec wrote:
Feb. 7th, 2012 12:24 pm (UTC)
по SCP, которая (грубо говоря) является частной трубой, транспортируется газ с месторождений на Каспийском море в Турцию. не далеко от Гардабани есть система, по которой газ из этой трубы передаётся в местную газораспределительную систему. соответсвенно, если есть желание купить газ - пожалуйста, это вариант.

дальше - есть транзитная труба из России в Армению. если кто хочет купить газ оттуда - пожалуйста, техническая возможность есть.

потом, есть ещё труба, по которой поступал иранский газ. я точно не знаю как она проходит, но факт поставок газа из Ирана в недавнем прошлом был.

в любом случаи, у Тони ака [info]tony_geo будет куда более подробный ответ.
[info]mushni wrote:
Feb. 7th, 2012 01:51 pm (UTC)
так ведь SCP и есть вышеупомянутая труба из Азербайджана, она же транзитная труба, разве нет? http://en.wikipedia.org/wiki/South_Caucasus_Pipeline

Другая труба из России в Армению
[info]gruzinec wrote:
Feb. 7th, 2012 03:15 pm (UTC)
как скажете :)
для меня транзитная труба - это которая из России в Армению (ибо по ней идёт чисто транзит), а СЦП поставляет газ для Грузии (кроме транзитного, конечно же). но есть ещё труба, по которой газ из Ирана поступал. может у Вас есть какая-нибудь инфа о нём, а то я ничего не нашёл.
[info]mushni wrote:
Feb. 7th, 2012 03:24 pm (UTC)
путаная терминология, для меня они обе транзитные :))) но в новостях речь, я так понимаю, именно об SCP, больше, по-моему, труб поставляющих газ в Грузию нет (хотя из трубы в Армению мы получаем (получали?) что-то в качестве оплаты)

про Иран, я знаю, что есть труба в Армению. И когда они ее построили (или обновили) в середине 2000х, она под давлением Газпрома была сделана узкой, чтобы через нее нельзя было поставлять газ в Грузию на постоянной основе. Возможно пару раз, в экстремальных ситуациях, нам что-то оттуда перепало...
[info]gelavasadze wrote:
Feb. 7th, 2012 03:30 pm (UTC)
насколько я понял, есть две трубы, одна из Азербайджана, другая из Армении

обе принадлежат государству, вопрос такой - может ли тот же Казтрансгаз заключить контракт с Газпромом на поставку газа по трубе из России?

наверное, может, потому что они именно это и хотели сделать, ну а Грузия (государство) получает за транзит по своей трубе
[info]mushni wrote:
Feb. 7th, 2012 03:35 pm (UTC)
да, две, одна из азербайджана, а другая из россии (в армению)

не знаю. могу только предполагать
[info]gruzinec wrote:
Feb. 7th, 2012 03:45 pm (UTC)
Гела, труба, которая идёт из Азербаиджана (если, правда, там нет ещё какой-либо секретной трубы), однозначно НЕ принадлежит государству. это уж я с полной ответсвенностью могу заявлять ибо работаю на этой самой трубе ещё с момента её проектирования.
[info]gelavasadze wrote:
Feb. 7th, 2012 03:53 pm (UTC)
я про авад сахсенебели магистральный газопровод из России в Армению, ставшего мощным раздражителем для Путина
[info]gruzinec wrote:
Feb. 7th, 2012 03:55 pm (UTC)
:) ходют слухи, что азербаиджанцы готовы выкупить его за огромные бабки. вот я буду хахататься тогда
[info]gelavasadze wrote:
Feb. 7th, 2012 04:06 pm (UTC)
ну да, и насколько я знаю, это не просто слухи

кстати, в ноябре, когда я был в Ереване все задавали один и тот же вопрос - трубу азербайджанцам продадите?

[info]gruzinec wrote:
Feb. 7th, 2012 03:43 pm (UTC)
из газпромовской трубы мы всё ещё получаем за транзит газа в Армению и (!) Ю-Осетию. говорят, не мало получаем (в новости фигурирует цифра 211 - а это 17% от всего объёма).
[info]mushni wrote:
Feb. 7th, 2012 03:44 pm (UTC)
возможно. правда, газпром рекорными темпами проложил трубу в цхинвали, она еще не работает?
[info]gruzinec wrote:
Feb. 7th, 2012 03:47 pm (UTC)
вроде нет пока - недавно в новостях было что из-за ремонта на грузинском участке магистрали на пару дней прекратилась подача газа восточно-независимым.
[info]gruzinec wrote:
Feb. 7th, 2012 05:49 pm (UTC)
товарищ Васадзе, признавайтесь - ваших рук дело?
http://lenta.ru/news/2012/02/07/stopped/
это именно та труба о которой мы сегодня пол-дня говорим :) :) :)
[info]asrhayader wrote:
Feb. 7th, 2012 06:31 pm (UTC)
oops. и наскока интересно хватит газа в хранилищах...
[info]gruzinec wrote:
Feb. 7th, 2012 06:44 pm (UTC)
хранилишь у нас, вроде, нет. так что, выжыгаем то, что осталось в трубе - и молимся за ремонтников
[info]asrhayader wrote:
Feb. 7th, 2012 07:33 pm (UTC)
В городской системе вроде есть хранилища.
[info]gruzinec wrote:
Feb. 7th, 2012 07:47 pm (UTC)
иншала :)
[info]blakk wrote:
Feb. 7th, 2012 10:22 pm (UTC)
а у меня вот какой вопрос...если покупает государство, а распределяет и собирает бабки Казтрансгаз, то каким образом газ с баланся государства попадает на баланс казахов? по какой цене итд
[info]gelavasadze wrote:
Feb. 8th, 2012 05:55 am (UTC)
нет, государство не покупает, насколько я понял, государство дает лицензию на прокачку, хотя непонятно, если труба частная, то причем тут государство
[info]asrhayader wrote:
Feb. 8th, 2012 05:58 am (UTC)
Дай я угадаю... через Сокар. Цена контролируется коммисией по энергетике
[info]gelavasadze wrote:
Feb. 8th, 2012 06:01 am (UTC)
вот кстати комиссия по энергетике и есть зло, хотя не уверен, что они контролируют цены

надо спросить у знающих людей


Edited at 2012-02-08 06:02 am (UTC)
[info]asrhayader wrote:
Feb. 8th, 2012 06:04 am (UTC)
А по коммуникациям не есть зло ? :) без коммисаров сейчас никак
tony_geo явно будет в теме
[info]tony_geo wrote:
Feb. 8th, 2012 07:59 am (UTC)
Знающие люди уйдут от прямого ответа потому, что за прямой правдивый ответ могут получить по башке, а врать не хочется. Надеюсь ты меня понял :) Это я про зло говорил.

Что касается цен, то СЕМЕК контролирует часть из них, поскольку рынок газа официально дерегулирован, однако на нём сейчас есть "социально защищенные" потребители и есть некоторые виды регулируемых тарифов, которые физически не могут быть рыночными за неимением альтернативы.
[info]gelavasadze wrote:
Feb. 8th, 2012 08:01 am (UTC)
понятно...
[info]tony_geo wrote:
Feb. 8th, 2012 08:30 am (UTC)
Есть труба БТЭ, которая принадлежит консорциуму и не является государственной. По-моему на ней работает Гио ака "Грузинец". Хотя может есть еще какая-нибудь транзитная частная негосударственная труба. Но когда речь заходит о государстве, то имеется в виду нечто другое.

Оперировать газопроводами высокого давления на территории Грузии может только "корпорация" со своей "газотранспортной компанией" (государственная контора никак не могу заучить её полное и правильное название) если только это не отдельный международный проект вроде БТЭ.

Почему? Потому что вы можете купить газ у любого продавца в любой точке Грузии. При этом продавец обязан поставить свой газ лишь до границы Грузии, а в "любой точке" выдать вам его обязана как раз таки государственная контора. Весь свой газ СОКАР сдает в государственную сеть высокого давления в Казахе, а потом сам получает его газораспределительных станциях в различных районах Грузии так же, как и другие покупатели этого газа. Стоимость этой государственной услуги 16 лари за тысячу кубометров газа. Цена устанавливается СЕМЕКом

При чем здесь минэнерго? Видимо при том, что баланс должен сходиться. Если я по договорам продам 3 ярда кубов потребителям в Грузии, а реально на границу с Грузией поставлю только один ярд, то что будет корпорация раздавать по районам?

Дистрибуционные компании могут оперировать только низким и средним (до 6 бар) давлением. Тема "социального газа" отдельная и очень больная, не хочу сейчас в него лезть. Но есть еще некоторые виды тарифов, которые регулируются. Например если вы, находясь в селе Гутури Чохатаурского района, купите газ у Итеры, у которой трубы в том селе нет, то вы его получите из моей трубы и содрать я с вас за это смогу не более того, что разрешено СЕМЕКом для транзита в том регионе. На меньше мы договориться можем, но больше скольких-то тетри у меня заработать не получится.
[info]mushni wrote:
Feb. 8th, 2012 05:30 pm (UTC)
Казах это что?
[info]gelavasadze wrote:
Feb. 8th, 2012 05:56 pm (UTC)
Казах это город в Азербайджане недалеко от границы с Грузией
[info]mushni wrote:
Feb. 8th, 2012 06:50 pm (UTC)
ага, спасибо.
[info]tony_geo wrote:
Feb. 8th, 2012 08:37 am (UTC)
Я знаю три источника газа в Грузии. Про добычу в Патардзеули не говорю, это не источник, а слёзы.
1 - Наша доля с Шах-Дениза в трубе БТЭ. Что-то мы получаем за так и еще есть квота, которую можем купить за деньги. Какой там механизм ценообразования на то, что можно купить, я не в курсе.
2 - наша доля с транзита из РФ в Армению. Если не ошибаюсь порядка 200 млн кубиков в год. За вычетом того, что уходит на технические нужды. Халява.
3. газ, поставляемый СОКАРом.

Последний делится на два вида: 1. поставляемый по межгосударственной договоренности между Грузией и Азербайджаном для использования исключительно в бытовых нуждах населением, т.н. "социальный", дешёвый. 2. поставляемый для всех остальных, т.н. "коммерческий!, дорогой.
[info]gelavasadze wrote:
Feb. 8th, 2012 10:33 am (UTC)
насколько я понимаю, 1 и 3 пункт идут по одной трубе, ну а второй - по другой

интересно, социальный газ дешевле себестоимости?
[info]tony_geo wrote:
Feb. 9th, 2012 12:31 pm (UTC)
Насколько это понимаю я, то пункты 1 и 3 - разные пункты. Азербайджанский СОКАРовский газ мы получаем на учетном пункте в Казахе, а с шах-дениза газ отбирается из БТЭ на пункте где-то под Гардабани. Я с ним не сталкивался, точнее сказать не могу.
[info]mushni wrote:
Feb. 8th, 2012 05:33 pm (UTC)
сегодня в новостях было, но тут только 2ой и 1ый (?) источник названы

Georgia will import 211mn cubic meters of Russian gas in 2012, local media reported today. In addition, Georgia will also buy 1.3bn cubic meters from Azerbaijan, bringing the total annual import volume to 1.5bn cubic meters. According to the Energy Ministry, some 464mn cubic meters will be directed toward the energy sector, 537mn cubic meters will go to commercial enterprises and 473mn cubic meters will be supplied to households. The price of the commodity was not released.

Georgia drastically cut its gas imports from Russia after the 2006 gas crisis, and now relies almost entirely on Azerbaijan for supplies. Azerbaijan's state energy company SOCAR recently announced it sold 1.7bn cubic meters to Georgia in 2011, while in 2010 the volume amounted to 875mn cubic meters.
( 37 comments — Leave a comment )

Profile

[info]gelavasadze
Гела Васадзе

Latest Month

May 2012
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow